Треугольник Карпмана

"Вы находитесь в треугольнике Карпмана. Вам надо из него выходить..."

На многих страничках известных и не очень психологов в сториз и постах авторы, отвечая на вопросы о различных ситуациях, пишут: "Вы находитесь в треугольнике Карпмана". И дальше уже в этой концепции дают какие-то советы и рекомендации. А иногда просто констатируют этот факт. И чаще всего это неверно. Тапните на лайк и давайте разбираться...

Треугольник Карпмана говорит о том, что у людей, находящихся в нём, есть три роли: преследователь, жертва и спасатель. И каждый человек в этом треугольнике постоянно меняет роль, не задерживаясь подолгу на одной позиции. Преследователь превращается в жертву, жертва в спасателя, а спасатель в преследователя.

И тут огромная опасность в том, что абьюзер ассоциируется с преследователем, а жертва абьюзера с жертвой в треугольнике Карпмана. Соответственно, возникает иллюзия, что и абьюзер когда-то становится жертвой, а жертва абьюзером. Но это не так. Абьюзер всегда остаётся абьюзером, а жертва жертвой.

Другими словами, абьюзивные отношения категорически нельзя объяснять через треугольник Карпмана. Он совершенно о другом. Все три роли треугольника Карпмана театральные. Они не о реальной обстановке, а о том, кого пытается играть и играет человек. Любая роль здесь — это актёрская игра, а не реальное положение дел.

И вне зависимости от того, играют ли абьюзер и/или жертва роли в треугольнике Карпмана (а играют в них те, кто находится в ничтожном, низко-ресурсном состоянии), они остаются абьюзером и жертвой абьюза в реальном мире. То есть не важно, какая роль исполняется актёрами в театре, в реальности они те, кто они есть на самом деле.

Объясняя различные реальные ситуации через треугольник Карпмана, психологи косвенно подводят к тому, что в той или иной ситуации жертва абьюза виновата сама, т.к. играла роль преследователя, жертвы или спасателя. А это чистейший виктимблейминг.

В абьюзивных отношениях жертва оказалась не потому, что она искала того, кто будет издеваться над ней всю оставшуюся жизнь. Она не искала насилия над собой, и это насилие осуществляется вопреки её желанию и вне зависимости от того, играет ли там кто-то роли по Карпману или нет.