Патрисия Эванс в книге "Не бьёт, просто обижает" удивительно точно рассказывает о двух силах и реальностях, которые существуют во взаимоотношениях. Очень рекомендуем эту книгу, а пока ставьте лайк, и мы коротко объясним, в чём же суть...
Первая сила — сила подчинения. Она проявляется в контроле и зависимости одного человека от другого. Вторая — сила личности, которая проявляется во взаимности и сотрудничестве. Сила подчинения убивает дух, сила личности — питает.
Патрисия отдельно останавливается на сути понятий взаимности и сотрудничества. Позволю себе её процитировать. "Взаимность — это такой способ отношений, который способствует росту и благосостоянию одного и другого человека через здоровое общение и сочувственное понимание. Сотрудничество — это осознанное участие в жизни другого, помогающее достичь общих целей."
Абьюзер и его жертва живут в совершенно разных реальностях. Абьюзер живёт в реальности, где влияние на окружающий мир происходит за счёт силы подчинения. Патрисия Эванс называет её реальностью I. Жертва живёт в реальности, где влияние осуществляется через силу личности — реальности II. Эти реальности не имеют ничего общего и совершенно непонятны и неизвестны друг другу.
Абьюзер своим насилием осуществляет контроль над своей жертвой и обеспечивает её зависимость от себя. В его реальности иначе просто невозможно. Именно поэтому абьюзер искренне уверен, что делает всё правильно. У него нет и не будет запроса на пересмотр этих способов, т.к. другие в его реальности просто не работают.
Жертва, живущая в реальности II, уверена, что все люди живут в этой же реальности и мыслят так же, т.к. сила подчинения здесь не работает — она деструктивна. Она думает, что раз абьюзер выдвигает какие-то претензии, значит они обоснованы и требуют дискуссии и объяснений с её стороны. Жертва начинает оправдываться и что-то объяснять...
Абьюзер таким образом достигает цели: жертва контролируется им и поставила себя в зависимое положение. Его не интересуют оправдания, чувства жертвы и уж тем более дискуссии на эту тему. Его цель уже достигнута. Жертва, в свою очередь, так и не поняв истинных причин, додумывает их сама, и берет на себя вину.